Для Вас, родители: "Развитие маленького человека 5 лет - основные проблемы и пути их решения"

8 декабря 2020 - Методист
article605.jpg

Возраст 5 лет – «золотой» возраст в детском развитии. Кризис 3-лет давно миновал, а до кризиса 7 летнего возраста еще далеко. Этот возраст кажется самым благоприятным для мам и пап: дети уже не нуждаются в таком пристальном уходе, говорят смешные вещи, которые остаются в памяти семьи на долгие годы.

В 5 лет ребенок уже четко знает свою половую принадлежность. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики – мужчин. Ребенок ориентируется на оценку родителей, изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям и быть «хорошим».

С пяти лет ребенок начинает активно общаться со сверстниками. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых учится управлять своим поведением. С помощью игры дети учатся контролировать сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. 

В этом возрасте детей уже начинают интересовать отношения между людьми и их чувства. У детей формируются такие сложные эмоции как чувство прекрасного, чувство дружбы, чувство юмора, стыд, гордость….  ПОЭТОМУ обсуждайте с ребёнком его чувства, причину его поступков и поступков других людей, высказывайте свою оценку, интересуйтесь тем, как бы ребёнок сам оценил своё действие.

Особое значение в этом возрасте приобретает воображение. Ребенок активно фантазирует, придумывает истории, творит, рисует, конструирует, лепит. Это важный этап развития человека, но здесь есть и обратная сторона. Фантазия, которая помогает превратить камешек в машину с такой же легкостью превращает занавеску в ужасного монстра. Именно на возраст 5-6 лет приходится пик детских страхов. Поэтому Баба-Яга под кроватью очень реальна, и скелет в шкафу тоже. Родители часто пытаются бороться с детскими страхами с помощью здравого смысла: рассказывают, что Бабы-Яги не существуют, светят под кровать фонариком. Ребенок смотрит вместе с ними – да, нету. Но когда родитель выходит из комнаты и закрывает дверь, там опять что-то шевелится и скребется. Все эти процессы нормальны и у большинства детей пройдут сами собой. В норме в 5 лет у мальчиков может наблюдаться до 8 страхов, у девочек – до 11.

 

 

 

 

Но бывают ситуации, когда страхи мешают малышу жить, и тогда ребенку необходима помощь взрослого. ПОЭТОМУ помогайте детям справиться со страхами. Предложите ребенку нарисовать свой страх. Потом рисунок  можно порвать сжечь или закопать. Можно изменить его, сделав страшный образ смешным и нелепым,  или сочинить про него веселую историю.

 

 

 

 

Часто в этом возрасте родители замечают, что ребенок начинает лгать. Родители, сталкиваясь с детской ложью, часто бывают шокированы. «Как же так, наш ребенок солгал?». С одной стороны, это происходит из-за развития воображения. А с другой стороны, дети врут из страха, что их поведение не понравится взрослым, а им очень важно в этом возрасте быть «хорошими». То, что ложь может расстроить взрослого еще больше, чем сам проступок, ребенок пока не понимает, обман кажется простым способом решить проблему.

 

 

 

 

Не стоит говорить ребенку: «Расскажешь честно – я не рассержусь, а за вранье накажу», так вы только запутаете малыша. Лучше сказать: «Мне нравится, когда говорят правду, я хочу, чтобы ты был честным». Иногда бывает, что родители слишком строги с ребенком, ребенок боится наказания, и у него возникает естественное желание избежать этого с помощью лжи. ПОЭТОМУ, если ребенок говорит неправду, родителям нужно обязательно разобраться в причинах этого и  задуматься, все ли в порядке с детско-родительскими отношениями.

 

 

 

 

Ребенок в возрасте 5 лет очень открыт, чувствителен и доверчив. Его легко обидеть, ему можно причинить сильную душевную боль, травмировать. Практически все детские неврозы стартуют именно в этом возрасте: заикания, тики, фобии. Одно и то же действие: шлепок, оскорбительное обращение, которое раньше пугало, но быстро забывалось, теперь проникает глубоко в душу, очень сильно обижает.

 

 

Дети этого возраста тяжело переживают конфликты в семье. Дети помладше еще не вполне понимают, что происходит, старшие дети уже могут справиться с бедой, а дети этого возраста живут чувствами. Они не могут пока осмыслить, найти объяснения, взвесить плюсы и минусы, поэтому просто глубоко страдают. ПОЭТОМУ старайтесь строить ваши взаимоотношения с ребенком на взаимном уважении и ни в коем случае не втягивайте ребенка в семейные ссоры! Если же вы заметили, что у ребенка появился нервный тик, заикание, ребенок грызет ногти или просыпается по утрам в мокрой постели – обязательно обратитесь к специалистам (неврологу, психологу, логопеду).

В возрасте пяти лет ребенок любознателен, у него уже накоплен достаточно большой багаж знаний, и он продолжает пополняться. Часто в этом возрасте дети уже начинают интересоваться буквами и цифрами. НО! Ребенок еще совсем не готов к школьному обучению. Если ребенок хочет и готов научиться читать, он обязательно научится. Однако ускорять этот процесс не стоит. Иногда родители, стремясь к совершенству, отдают пятилетку сразу в несколько секций и кружков. Тогда у ребенка не остается времени на самое важное в этом возрасте - игру. Сегодня многие «развивающие методики» превратились в бизнес с яркой и навязчивой рекламой, где родителям всячески внушают, что нужно вложить в ребенка сейчас, а то потом будет поздно.

 

 

 

 

Получается, что вместо того, чтобы почитать ребенку сказку, поиграть в его любимую игру, порисовать вместе, испечь пирог, они усаживают ребенка и приступают «к занятиям». А ещё сердятся, что он отвлекается, не хочет заниматься. Ребенок чувствует, что важен не он сам, а его успехи - как он читает, говорит по-английски или катается на коньках. Некоторые дети вообще приходят к выводу, что «заниматься» – это единственное возможное времяпрепровождение с родителями. Хочешь получить маму хоть на полчаса в день – изображай интерес к занятиям.

ПОЭТОМУ, самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в этом возрасте – не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру домашние дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он увлечен.

 

 

 

 

 

Не стремиться «занять» ребенка – пусть поскучает, помечтает, пусть не спеша понаблюдает за муравьем или покидает камешки в пруд. Роза не станет краше, если вы силой расковыряете бутон, все произойдет само по себе.

 

 

 

 

Ребенку важно знать, что он любим, что он «хороший». Просто радоваться ему, любоваться им, получать удовольствие от совместно проведенного времени – это и есть самый лучший вклад в развитие ребенка!

 

 

 

 

 

Данная консультация для родителей была также представлена на заседании Клуба семейного воспитания, который прошел в онлайн формате на платформе ZOOM 25 ноября. 

 

yadi.sk/i/2xXAxLKRvuVp5A

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий